Пояснительная записка
к учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Многопрофильный лицей» им. О.В.Кошевого городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края на 2022/2023 учебный год.
Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Многопрофильный лицей» им. О.В.Кошевого п. Чегдомын на 2022/202232 учебный год – сформирован в соответствии с нормативными документами, с учетом образовательной программы, обеспечивающей достижение обучающимися результатов освоения основных общеобразовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
1.1. Нормативная база:
- В целях организации работы МБОУ «Многопрофильный лицей» при разработке учебных планов на 2021/2022 учебный год были использованы следующие нормативные документы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. №286 (далее – ФГОС начального общего образования);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. №287 (далее – ФГОС основного общего образования);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. №413 (далее – ФГОС среднего общего образования);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020г. №442;
- Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020г. №254;
- Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016г. № 699;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015г. №08-761 «Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"»;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
- Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020г. № 16 (далее - СП 3.1/2.4.3598-20);
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. №2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21);
- Информационное письмо управления образования администрации Верхнебуреинского муниципального района от 21.06.2021г. №760 «О рекомендованных сроках каникул в 2021-2022 учебном году»;
- Информационное письмо управления образования администрации Верхнебуреинского муниципального района от 21.06.2021г. № 761 «О составлении учебных планов на 2020-2021 учебный год»;
- Устав МБОУ «Многопрофильный лицей» им. О.В.Кошевого городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Многопрофильный лицей» им. О.В.Кошевого городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края;
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Многопрофильный лицей» им. О.В.Кошевого городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края;
- Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Многопрофильный лицей» им. О.В.Кошевого городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края.
При составлении учебного плана использовались:
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 26.02.2021 №03-205 «Методические рекомендации по обеспечению возможности освоения образовательных программ обучающимися 5-11 классов по индивидуальному учебному плану»;
- Письмо Комитета по образованию от 11.07.2014 №03-20-2913/14-0-0 «Методические рекомендации по организации изучения иностранных языков в государственных общеобразовательных организациях, реализующих основные образовательные программы»;
- Письмо Министерства образования и науки России от 14.12.2015 N 09-3564
"О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ");
- Методическими рекомендациями Министерства образования и науки РФ от18.08.2017 г № 09-1672 по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности;
- Законом Хабаровского края «О случаях и порядке организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения» от 30 октября 2013 года N 316 (с изменениями на 31 марта 2021 года).
Учебный план является частью образовательной программы МБОУ «Многопрофильный лицей», разработанной в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ, в соответствии с ФК ГОС.
В учебном плане полностью реализуется Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства РФ и гарантирует овладение выпускниками необходимым объемом знаний, универсальными учебными действиями, соответствующим уровнем личностных и общекультурных компетентностей, социально-личностными умениями и навыками, предусмотренными ФГОС.
Учебный план МБОУ «Многопрофильный лицей» формируется в соответствии с действующими нормативами и потребностями обучающихся и их родителей (законных представителей). Распределена годовая нагрузку в течение учебного года, использован модульный подход, учтены принципы дифференциации и вариативности.
Учебный план составлен в соответствии с целями и задачами МБОУ «Многопрофильный лицей» и направлен на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, личностно-профессиональной направленности и готовности к профессионально-личностному самоопределению.
1.2. Реализуемые основные общеобразовательные программы
МБОУ «Многопрофильный лицей» (согласно лицензии на право ведения образовательной деятельности, регистрационный № 2844от 12.11.2019 серия 27Л01 0001946) имеет право образовательной деятельности по следующим уровням общего образования и подвидам дополнительного образования:
|
Общее образование
|
№
|
Уровень образования
|
Нормативный срок освоения образовательной программы
|
1
|
Начальное общее образование (I-IV кл.)
|
4 года
|
2
|
Основное общее образование (V–IX кл.)
|
5 лет
|
3
|
Среднее общее образование (X-XI кл.)
|
2 года
|
|
Дополнительное образование
|
№
|
Подвиды
|
1
|
Дополнительное образование детей и взрослых
|
1.3. Режим работы общеобразовательного учреждения:
Учебный план МБОУ «Многопрофильный лицей» на 2021/2022 учебный год обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20. СП 3.1/2.4.3598-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21 и предусматривает для учащихся I–VIII классов продолжительность учебной недели – 5 дней, для учащихся IX–XI классов продолжительность учебной недели – 6 дней.
Организация обучения в условиях пятидневной рабочей недели в V- VIII классах и в условиях шестидневной рабочей недели в IX–XI классов осуществляется при использовании учебной и внеурочной деятельности в соответствии с образовательной программой МБОУ «Многопрофильный лицей». Время работы МБОУ «Многопрофильный лицей» с 01 сентября по 31 мая, пн.– сб. с 7:30 до 21:00.
1.4. Продолжительность учебного года:
В соответствии с учебным планом устанавливается следующая продолжительность учебного года:
- 1 класс – 33 учебные недели;
- 2-4 классы – 34 учебных недели;
- 5-8, 10 классы – 34 учебных недель (не включая проведение учебных сборов по основам военной службы в 10-х классах);
- 9, 11 классы – 33 учебные недели (не включая летний экзаменационный период).
Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном графике предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул составляет не менее 7 календарных дней.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана МБОУ «Многопрофильный лицей», состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, не превышает в совокупности величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной гигиеническими нормативами СанПиН 1.2.3685-21.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет:
- для обучающихся I классов – не превышает 4 уроков, один раз в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
- для обучающихся II-IV классов – не более 5 уроков, один раз в неделю – 6 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся V-VI классов – не более 6 уроков; – для обучающихся VII-XI классов – не более 7 уроков.
1.5. Продолжительность учебной недели:
Учебный план МБОУ «Многопрофильный лицей»:
- определяет максимально допустимую недельную нагрузку при 5-дневной учебной неделе для обучающихся начальной школы: 1 класс – 21 ч. в неделю, 2-4 классы – 23 ч. в неделю; при 5–дневной учебной неделе для 5-8 классов: 5 класс – 29 ч. в неделю, 6 класс – 30 ч., 7 класс – 32 ч., 8 класс – 33 ч.; при 6–дневной учебной неделе для 9-11 классов: 9 класс – 36 ч. в неделю, 10-11 классы - 37 ч. в неделю;
- предусматривает рациональный баланс между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений (ФГОС – 70% на 30%); Федеральным и Региональным компонентами.
Расписание занятий составляется для обязательных уроков, внеурочной деятельности (1-11 классы) и факультативных занятий (консультаций).
1.6. Требования к объему домашних заданий:
Объем домашних заданий (по всем предметам) определяется таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): в 1 классах – 1 ч., во 2-3 классах – 1,5 ч., в 4-5 классах – 2 ч., в 7-8 классах – 2,5 ч., в 9-11 классах – 3,5 ч.
1.7. Дополнительные требования при организации обучения в 1 классе:
Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии: в сентябре-октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; во втором полугодии: январь-май – по 4 урока по 40 минут каждый;
- для обучающихся, посещающих группу продленного дня, организуется 3-разовое питание и прогулка;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти с 07.02.2022 по 13.02.2022.
Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии осуществляется следующим образом:
- в сентябре-октябре четвертый урок и один раз в неделю пятый урок (всего 48 уроков) проводятся в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки театрализации, уроки-игры;
- содержание нетрадиционных уроков направлено на развитие и совершенствование движения обучающихся;
- уроки физической культуры компенсируются во время проведения игр и соревнований для всей семьи, проводимых по субботам в течение года.
1.8. Дополнительные требования при проведении учебного предмета «Физическая культура»:
При планировании содержания занятий учитываются: состояние здоровья обучающихся и деление их в зависимости от состояния здоровья на три группы – основную, подготовительную и специальную медицинскую (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»; письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.06.2014 №08-888 «Об аттестации обучающихся общеобразовательных организаций по учебному предмету «Физическая культура»).
Для проведения уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы используется пришкольная спортивная площадка (стадион) (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.09.2010 №ИК-1374/19 и письмо Министерства спорта и туризма Российской Федерации от 13.09.2010 №ЮН-02-09/4912).
1.9. Региональная специфика учебного плана
Региональной спецификой учебного плана (части, формируемой участниками образовательных отношений) МБОУ «Многопрофильный лицей» является:
- через ОДОД (туристско-краеведческая и социально-педагогическая направленности), на втором уровне обучения проводится в 5-9 классах (ФГОС ООО) как изучение модулей различных предметов (изобразительное искусство, музыка, география, история, обществознание, литература);
- изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на первом уровне обучения в 1-4 классах (ФГОС НОО) осуществляется во внеурочной деятельности и через ОДОД (социально-педагогическая направленность); на втором уровне обучения проводится в 5-8 и 9 классах (ФГОС ООО) как изучение модулей различных предметов (география, биология, обществознание, технология в 5-6 классах; география, биология, физика и обществознание в 7 классе; география, биология, физика, химия и обществознание – в 9 классе, и во всех классах на втором уровне обучения на предмете «Физическая культура»), в 8 классе ОБЖ является предметом обязательной части учебного плана (при этом обучающиеся достигают всех требований ФГОС ООО);
- изучение курса «Обществознания» в 5 классе как модуля курса «Мой мир» в рамках духовно-нравственного направления внеурочной деятельности;
- выделение в 6 «А, Б» класса (информационно-технологические) дополнительного времени (2 часа в неделю) на изучение учебных предметов «Информатика и ИКТ», «Промышленный дизайн»;
- выделение в 7 «А» классе (техно-предпринимательский) дополнительного времени (3 часа в неделю) на изучение учебных предметов «Экономика», «Черчение» и «Технология предпринимательства»;
- выделение в 8 «Б» классе (аграрный) дополнительного времени (1 час в неделю) на изучение учебного предмета «Технология. Сельскохозяйственный труд»;
- выделение в 8 «В» классе (юридический) дополнительного времени (2 часа в неделю) на изучение учебного предмета «Право» и «ОБЖ»;
- интеграция информационных и коммуникационных технологий в школьные дисциплины, предполагающие освоение ИКТ в ходе использования.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
1.10. Специфика части, формируемой участниками образовательных отношений
Специфика учебного плана МБОУ «Многопрофильный лицей» определяется целями и задачами реализуемых образовательных программ. Часы части, формируемой участниками образовательных отношений в учебном плане использованы на:
- ведение предмета «Основы религиозных культур и светской этики»: основы светской этики (4 класс);
- занятия проектной, исследовательской, экскурсионной и другими видами и формами учебной деятельности.
- Обязательная часть основной образовательной программы:
- НОО – составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 20% от общего объема основной образовательной программы;
- ООО – составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 30% от общего объема основной образовательной программы;
- СОО – составляет 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 40% от общего объема основной образовательной программы.
|