ЛЕТНИЙ ПРОФИЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ "БУРЕЯ"
Профильный лагерь-экспедиция « Бурея - 15» на территории заповедника Буреинский
Второй год подряд ученики МБОУ «Многопрофильный лицей» посещали территорию заповедника на кордонах Неман и Медвежье, расположенных на юго-западе охраняемой территории. В группе были ученики школы п.Софийск и п. Солони.
Отправляясь в экспедицию, учащиеся поставили перед собой исследовательские задачи:
- изучить историю места, по которой проходит маршрут,
- рассмотреть антропогенное воздействие человека на ландшафт,
- определить особенности восстановления растительности на местах добычи золота.
Наша команда в районном краеведческом музее познакомилась с историей п. Чекунда, где в годы Великой Отечественной войны добывался молибден для улучшения прочности стали для брони танков. Ребята с интересом слушали рассказ и о п. Софийск – месте добычи промышленного золота. Конечно, то, что они услышали и увидели на фотовыставке, настроило на изучение места экспедиции.
Ученики в команде были разные не только по возрасту: с 6 класса по 10, но и по опыту таких походов: половина уже испытанных туристов вторая половина - начинающие.
Чтобы оказаться здесь, юным туристам приходится выдержать достаточно непростой автомобильный путь на «вахтовке», длиной в 9 часов. Дорога хотя не гладкая - бросает машину из стороны в сторону, но пейзаж за окнами завораживает! Особенно ближе к территории заповедника: здесь чудесно уживаются рядом лиственницы, осины, ивы и кедровый стланик. А какие пейзажи открываются на перевале: горы Эзоп и рододендрон золотистый! Невозможно удержаться от того, чтобы на фоне этой красоты не сделать кадры.
Через 7 часов пути из п.Чегдомын в Софийске традиционно на остановке нас кормят бесплатным обедом. Приятное обслуживание, вкусная еда.
Еще два часа по очень трудной дороге, которая то поднимается, то опускается по высоким кручам, и мы оказываемся на кордоне Ниман.
По отзывам ребят видно, что они стали выше на голову в своих глазах, как исследователи природы. Они приобрели друзей - единомышленников, им можно доверить нашу природу и ее восстановление!
Спасибо огромное за понимание, помощь и организацию экспедиции и обучения директору заповедника Турченко В.В. и начальнику отдела экопросвещения Подолякиной Л.В., генеральному директору старателей артели «Ниман» Кочеву В.Е., инспекторам заповедника Тараник Г.И. и Е. И., работникам краеведческого музея.
В период модернизации содержания школьного образования большое внимание уделяется практической и краеведческой направленности учебного процесса по географии и биологии. Профиль оздоровительного школьного лагеря – экспедиции определен на основе накопленного многолетнего опыта работы школы по краеведению. Содержание работы направлено на осознание учащимися социально-экологических процессов, происходящих в окружающем мире для выработки стратегии и критериев экологически целесообразного поведения.
Суть лагеря – активная форма организации летнего отдыха учащихся. За время работы лагеря учащиеся участвовали в многодневном походе (Бурейское водохранилище). Цель: продолжение изучения местных экологических проблем Буреи и прилегающей к ней территории. Решение о создании именно лагеря такого профиля было принято в ходе анализа уже проведённых многолетних исследований Бурейского водохранилища учениками школы в разные сезоны года, проведённых экспедиций на реки Ургал, Чегдомын и Бурея (водохранилище Бурейской ГЭС в районе п. Чекунда) профильным лагерем 2011года. В практической работ юные экологи убедились в следующем: - в основе экологических проблем лежат противоречия между растущими потребностями людей и ограниченными возможностями окружающей природной среды; - охрана рек - составная часть охраны окружающей среды и законодательно регулируется государством; - решение экологических проблем может быть эффективным только при участии различных специалистов и просто граждан.
Лагерь «Бурея» проводился с целью совершенствования содержания экологического образования и воспитания, выявления и поддержки одаренных детей, а также развития единого образовательного пространства края и были определены следующие задачи: · формирование у учащихся исследовательских навыков, аналитического мышления в процессе исследовательской деятельности; · психолого-педагогический мониторинг, направленный на развитие способностей и разных сторон личности в процессе обучения; · подведение итогов исследовательской практической деятельности учащихся.
Для стимулирования активности детей в процессе исследовательской деятельности применялись специальные методы: ведение дневника , мозговой штурм, специальные методики наблюдений в природе, тренинги, игры, конкурсы формы: диспуты, лекции педагогов по географии, биологии Буреи и прибрежных территорий, практические и лабораторные работы, создание видеоклипов. Ребята выполнили письменные работы по лагерю, которые мы планируем осветить в газете «Рабочее слово». Все собранные материалы (статьи, фото, видеоклипы в поддержку природы в бассейне рек района) мы готовы разместить на сайте школы. Ознакомим с некоторыми мероприятиями , прошедшими в лагере: День отъезда в п.Чекунда для дальнейшего проведения исследовательской работы на р. Бурея. Цель:
5 июня – Международный экологический день биоразнообразия. Поход к реке Бурея. Цель:
День Воды, День Рыбы -видео- лекция «Вода – начало всех начал» - просмотр презентации участников предыдущих экспедиций о флоре , фауне, особенностях природы р. Бурея в зоне затопления ГЭС Цель:
Акулы пера. - коллективное трудовое дело – готовим фото и видеоотчёт о работе лагеря Цель:
Туристические походы на водоём. Цель: изучение природного ландшафта и сбора гербария, насекомых с дальнейшей камеральной обработкой и созданием проекта. Дерево наших привычек. - подготовка и проведение коллективного дела Подведение итогов и обобщение привычек, сформированных у детей. Цель: на уровне подсознания выработать у детей понимания необходимости бережного отношения к окружающему миру. Дать возможность почувствовать некоторые аспекты жизнедеятельности организмов и дать рекомендации своим друзьям по группе, и окружающим в повседневной жизни, «взращивать» в себе ежедневно хорошие привычки День ПРОЩАНИЯ с рекой Бурея. - оформление фото и видеосюжетов о лагере - награждение грамотами, сладкими призами Большой прощальный костёр на берегу Бурейского водохранилища. Цель: дать возможность ребятам осознать, что они - это образовавшийся коллектив единомышленников, понимающих и защищающих природу. Высказывания участников лагеря: Соловьёв Павел 7 кл- "... здесь такая хорошая, красивая и удивительная река! Обидно, что люди пострадали из-за затопления!" Скрынников Сергей 5 кл.- "Я теперь знаю много наших дальневосточных видов деревьев, кустарников и трав. Особенно захватила меня мысль о целебной роли смолы пихты. Я узнал, что если ветер дует с севера, то он принесёт ухудшение погоды, а ещё у нас на глубине 3 м холодно и лёд!" Куламбаев Руслан 5 кл.- " Когда построили ГЭС, Бурея в Чекунде стала быстро подниматься и затопила улицу с домами. Это жалкое зрелище. А ведь этот посёлок когда-то был центром нашего района!" Шавирий Анна7кл.- "По берегам Буреи множество спиленных и сухих деревьев. Они плавают и в воде, разлагаясь, выделяют вредные вещества. Нет разнообразия рыбы! Лагерь был очень познавательным. Интересно, а что будет с Чекундой в будущем, куда денется брошенная древесина? Неужели ей нельзя найти применения?" Конюшенко Маргарита 7 кл.- " ... мы выехали в п.Чекунда, где свежий воздух, красивая природа! Мы изучаем природы с разных сторон: играем, и слушаем лекции учителей. Я очень многое узнала! Сначала я думала, что это скучно. Но вскоре оказалось совсем наоборот. Интересно делать для себя открытия! Мы занимались географией и биологией. Узнали много для себя из мира растений и факторов, изменяющих климат. Каждый раз, проходя по огромному количеству сухих брёвен, я задавала себе вопрос: " Почему и зачем человек вмешивается в природу?" Гуляйкина Таня 6 кл.- "... Человек своими действиями портит природу! При "помощи" человека Бурея загрязнилась!" Кудрин Вадим 6 кл.- " Мы изучали флюгер - прибор для измерения силы ветра, осадкомер, позволяющий вычислять количество осадков. Заинтересовал прибор-гелиограф, считывающий время освещения солнцем. Все эти приборы нужны в метеорологии. Я считаю лагерь-экспедиция " Бурея"учит детей любить природу, и то, что она создаёт. Это хороший лагерь, хотелось бы побольше таких!" Куркова Наташа 6 кл.- " ... мы по- разному изучали природу: в играх, на практических занятиях, ходили в походы, плавали в реке, создавали свои небольшие видеофильмы. Было здорово и интересно! " |
||