Муниципальная инновационная площадка
"Формирование предприимчивого мышления как ключевой компетенции в рамках реализации ФГО ООО и СОО"
Сегодня большинство традиционных педагогических методик основывается на конвергентном мышлении человека. Задачи, которые даются ученикам, изначально предполагают наличие правильного ответа. Оценка ставится, исходя из скорости, подробности и точности, которые демонстрирует ученик при поиске решения, также оценивается аккуратность и соблюдение формы ответа.
Конвергентное мышление – это линейное мышление, которое основывается на поэтапном выполнении задачи, следовании алгоритмам. Конвергентное мышление базируется на стратегии использования инструкций по выполнению задач, на применении элементарных операций. Дивергентное мышление – это творческое мышление. Термин происходит от латинского слова «divergere», что означает «расходиться». особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Принято считать, что этот вид мышления является одним из компонентов творчества Дивергентное мышление, как метод решения проблем, можно назвать «веерообразным». При анализе причин и следствий отсутствует непоколебимая связь. Это приводит к появлению новых комбинаций, новых связей между элементами. Следовательно, появляется больше путей решения проблемы.
Существует ряд критериев, которые позволяют определить способности к дивергентному мышлению:
- Беглость – означает количество идей, возникающих за единицу времени.
- Оригинальность – умение мыслить нестандартно, отходить от заданных рамок, установленных правил, исключение шаблонных или стереотипных решений.
- Чувствительность – способность быстро переключаться с одной идеи на другую, умение видеть необычное в незначительных деталях, находить противоречия.
- Образность – использование ассоциаций для выражения собственных идей, работа с символами и образами, поиск сложностей в простых вещах и простоты в сложных понятиях.
Почему мы вообще заговорили об умении мыслить нестандартно? В концепции модернизации образования говорится, что «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, которые отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью и обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Может ли человек обладающий только линейным, конвергентным, мышлением соответствовать этим вызовам? Единого понятия «предприимчивость» нет.
Предприимчивость» в узком значении – способность к осуществлению предпринимательской деятельности «Предприимчивость» в широком значении – способность человека быть креативным, гибким, успешным в любой жизненной ситуации В некоторых источника предприимчивость определяется как «способность человека превращать идеи в действия», то же самое можно сказать и об обучении предприимчивости.
Европейская комиссия в 2006 году в Осло приняла программу «Обучение предприимчивости в Европе». В этой программе говорится, что обучение предприимчивости должно быть включено в учебные программы начальной школы. Именно на этом уровне образования, по мнению авторов программы, очень важно убедить школы, преподавателей и родителей в том, что предприимчивость представляет собой ключевую компетенцию для всех, и предназначена не для того, чтобы сделать всех учащихся бизнесменами, а для того, чтобы прививать предпринимательское мышление таким способом, чтобы оно стало неотъемлемой частью учебной программы в качестве горизонтального элемента по всем направлениям обучения. Начиная с 70-х гг. прошлого века наблюдается устойчивый рост употребления данного понятия В ряде стран проходят эксперименты по внедрению курсов развития предприимчивого мышления в программы школ и вузов (Испания, Италия, Германия, Финляндия, США, Новая Зеландия, Австралия, Канада и др.). В России предприимчивое образование активно внедряют только в последние пять лет.
Почему это так важно в 21 веке:
Умения и навыки формируются в ходе совместной эволюции человека и окружающих его технических средств.
Мы меняем технические средства, а они видоизменяют нашу среду обитания
В результате нам приходиться меняться, приспосабливаться и развивать у себя новые умения.
Новые технические средства ничего не добавляют к среде обучения, они всю эту среду меняют
Это не сумма Мир + Технологии, это уже другой мир и другие мы
Это – постоянно проживаемое, практикуемое изменение, готовность к изменению, способность к адаптации – мета умение 21 века
Программа «предприимчивое образование», технологии развития предприимчивого мышления сегодня являются действенными механизмами реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.
Так, например, к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования относятся:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.
ФГОС среднего общего образования ориентирован на становление следующих личностных характеристик выпускника:
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
- владеющий основами научных методов познания окружающего мира; - мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
- готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Как видим, результаты освоение ФГОС нового поколения соотносятся с задачами, на решение которых ориентирована программа «Предприимчивого образования» Одна из практических задач программы «Предприимчивое образование» является как можно более раннее привлечение детей, учителей к созданию исследовательских проектов по обследованию жизни на территории, выявлению проблем на территории, поиску путей их решения.
Сегодня, что бы быть востребованным, необходимо обладать рядом компетенций, мы это обозначили как кольцо компетенций включающее в себя 4 блока умений.
Операциональные умения
Развитие других людей
Направление других
Управление и оценка работы
Организация Планирование
Установка приоритетов
Управление временем
Принятие решений в короткое время
Стратегические умения
Креативность
Деятельность в условиях неопределенности
Качество решений и решение проблем
Функциональные и технические навыки
Интеллектуальная проницательность
Быстрая обучаемость
Стратегическая ловкость и инновационный менеджмент
Освоение техники
Мужество
Талант оценивания
Управление конфликтами
Мужество управления
Организационные умения
Способность управлять
Организационная гибкость
Презентационные навыки
Нацеленность на действия
Прогнозирование рисков
Действия для результатов
Системная и планомерная работа, по внедрению предприимчивого образования начиная с дошкольных образовательных организаций, позволит сформировать у детей и молодежи образ предприимчивого мышления. Сформирует не только представление об основах предпринимательской деятельности, создаст ориентацию и мотивацию для осознанного выбора сферы предпринимательской деятельности, но и стремление к реализации интеллектуального, потенциала и предпринимательской активности во всех сферах деятельности.
Целевые ориентиры проекта
1. Внедрение в образовательный процесс новых подходов к обучению, направленных на развитие предприимчивого мышления (включая продуктивное, критическое, креативное, дивергентное, инновационное) обучающихся.
2. Внедрение новых образовательных моделей, методов обучения, современных педагогических технологий, способствующих формированию продуктивного инновационного мышления как востребованного личностного ресурса
3. Создание образовательной среды, в том числе цифровой, способствующей формированию гибких компетенций педагогов и обучающихся, направленных на развитие предприимчивого мышления.
4. Проектирование деятельности должно быть направлено на:
- создание условий учебно-воспитательного процесса, способствующих развитию различных видов мышления обучающихся,
- обновление методов и форм образовательной деятельности, направленной на формирование у обучающихся умений и навыков предъявления предприимчивого мышления;
- реализацию образовательных программ в сетевой форме;
- формирование гибких компетенций педагогов и обучающихся;
- адаптацию (модификацию) диагностического инструментария по выявлению уровня развития предприимчивого мышления (включая продуктивное, критическое, креативное, дивергентное, инновационное) обучающихся;
- создание возможности предъявления передового педагогического опыта, в том числе с использованием цифровых ресурсов; - и т.д.
- август 2018 года - участие в краевой августовской конференции - Одариченко О.И., заместитель директора по УВР
- август 2019 года - участие в краевой августовской конференции - Одариченко О.И., заместитель директора по УВР
- заседание методической лаборатории "Цифровая образовательная среда" - Образование в интересах человека: драйверы изменений - Одариченко О.И., заместитель директора по УВР
- Заседание методической лаборатории "ИКТ-педагог" В программе супер лайфхаки, предложеннные заместителем директор по УВР Глызиной О. И.