Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования
(ФГОС ООО)
(скачать файл .doc >>>
286Kb)
Приказ
Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897
(скачать файл .doc >>>
35Kb)
Об особенностях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Источник: журнал «Вестник образования», № 2, январь 2012.
«Об особенностях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
C 1 сентября 2012 года по мере готовности образовательных учреждений может быть осуществлён переход на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО). 7 сентября 2010 года распоряжением Правительства РФ утверждён план действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы. В соответствии с этим документом право перехода предоставлено всем российским школам. На страницах нашего журнала один из разработчиков новых образовательных стандартов заместитель директора Института стратегических исследований в образовании, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации Любовь Николаевна ФЕДЕНКО рассказывает об особенностях и проблемах введения и реализации ФГОС ООО.
Особенности введения ФГОС ООО я бы
разделила на две составляющие – обусловленные спецификой самого
стандарта и связанные с системными изменениями, происходящими либо во
вне, либо в самой системе образования.
Ведущие принципы ФГОС – принципы преемственности и развития, которые реализуются в трёх компонентах стандарта.
ФГОС для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир –
портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие
ученика основной школы, – это преемственная, но углублённая и
дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Как
пример, выпускник начальной школы – владеющий основами умения учиться,
способный к организации собственной деятельности, выпускник основной
школы – умеющий учиться, осознающий важность образования и
самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные
знания на практике; кроме того, в младшем звене необходимо научиться
самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и
обществом, в среднем звене – быть социально активным, уважать закон и
правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями,
осознавать свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством.
Конечно, в портрет выпускника основной школы добавлены направления и
компоненты, определяемые целями основной ступени образования и
возрастными особенностями ученика, например осознание им ценности труда,
науки и творчества; умение ориентироваться в мире профессий, понимание
значения профессиональной деятельности для человека.
Преемственность и развитие
реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ –
первом компоненте стандарта, который мы считаем ведущим и
системообразующим. Формируя эту составляющую, разработчики проекта
руководствовались тем, что новые образовательные стандарты – это переход
от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению
индивидуального максимума результатов. Сформированные как социальный
заказ цели образования трансформируются в требования к результатам,
которые отражены в трёхкомпонентной структуре, а после их конкретизации и
операционализации – в планируемые результаты. Требования к результатам
представлены описанием предметных, метапредметных и личностных
результатов и конкретизируются в примерных основных образовательных
программах в виде планируемых результатов по учебным предметам,
результатов освоения междисциплинарных программ (программы развития
универсальных учебных действий, программы «Работа с текстом» и др.).
Если под метапредметными результатами в начальной школе мы подразумеваем
освоенные универсальные учебные действия, ключевые компетенции и
межпредметные понятия, то в среднем звене мы добавляем способность их
использовать в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить
индивидуальную образовательную траекторию.
Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов
Предметом итоговой оценки является достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для дальнейшего продолжения образования. При итоговом оценивании учитывается сформированность умений выполнения индивидуальных проектов. Итоговая оценка формируется из двух составляющих: результатов промежуточной аттестации и государственной (итоговой) аттестации выпускников. Причём результаты промежуточной аттестации (в том числе накопленная оценка – портфель достижений, или портфолио) свидетельствуют о динамике индивидуальных достижений учащегося, а вторая составляющая фиксирует не только знания, умения, навыки, но и уровень освоения основной образовательной программы, в том числе основных способов действий, способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.
Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования – преемственность и развитие
Все компоненты основной образовательной
программы основного общего образования (далее – ООП) объединены в три
раздела: целевой, содержательный, организационный. Первый включает
планируемые результаты освоения обучающимися ООП и систему оценки их
достижения. В содержательном разделе программа развития универсальных
учебных действий (которая присутствовала также в ФГОС начальной ступени)
дополняется вопросами формирования компетенций в области ИКТ,
учебно-исследовательской и проектной деятельности. В соответствии с
целями основной ступени образования и возрастными особенностями
обучающихся в программу воспитания и социализации дополнительно включены
профессиональная ориентация, а также формирование экологической
культуры и культуры здорового безопасного образа жизни. И ещё один
раздел ООП – организационный, который содержит учебный план и совершенно
новый материал – систему условий реализации ООП в соответствии с
требованиями стандартов.
Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса, для ФГОС начального общего образования – 80% и
20%, для основного общего образования – 70% и 30%. Часть, формируемая
участниками образовательного процесса, предусматривает в стандарте
основной школы возможность введения учебных предметов, курсов,
обеспечивающих различные запросы обучающихся (в том числе
этнокультурные), а также реализацию индивидуальных проектов и внеурочную
деятельность. Рефреном через весь стандарт основного общего образования
проходят такие позиции, как индивидуализация процесса образования,
проектирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий и
учебных планов обучающихся, что полностью поддерживается проектом нового
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Требования к условиям реализации ООП
представлены пятью
компонентами: информационно-методическим, материально-техническим,
финансово-экономическим, кадровым и психолого-педагогическим
обеспечением. Добавлено только психолого-педагогическое обеспечение,
остальные составляющие аналогичны стандарту начального образования.
Однако в каждом компоненте есть новые позиции. Кадровые условия приведены
в соответствие с новым порядком аттестации педагогических работников:
соответствие уровня квалификации работников образовательного учреждения
требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или
высшей), а также занимаемым ими должностям устанавливается при их
аттестации. Непрерывность профессионального развития педагогических
работников должна обеспечиваться освоением ими дополнительных
профессиональных образовательных программ в объёме не менее 108 часов и
не реже одного раза в пять лет.
Требования к финансово-экономическим условиям
приведены
в соответствие с Федеральным законом № 83ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
совершенствованием правового положения государственных (муниципальных)
учреждений». В стандарте дано определение норматива финансового
обеспечения муниципальных образовательных учреждений на одного
обучающегося (регионального подушевого норматива финансового
обеспечения). Зафиксировано, что норматив включает затраты рабочего
времени педагогических работников на аудиторную и внеурочную
деятельность и должен обеспечивать соответствие условий требованиям
стандарта. Всё, что нужно для реализации ООП с точки зрения
финансово-экономического обеспечения, в ФГОС ООО зафиксировано.
КАРТА САМООЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ ОУ К ВВЕДЕНИЮ ФГОС ООО - СКАЧАТЬ