17 ноября в МБОУ «Многопрофильный лицей» в 9-м социально-правовом классе прошло внеклассное занятие, посвященное международному Дню толерантности. Занятие проводила заместитель директора по УВР, учитель обществознание О.И. Одариченко. При подготовке занятия было использовано методическое пособие ЦЕНТРА и Фонда «ХОЛОКОСТ» «ХРУСТАЛЬНАЯ НОЧЬ – УРОК ИСТОРИИ».
Во вступительной беседе учащиеся высказали свои предположения о понятии толерантность, составили цветок толерантности, наполняя лепестки цветка качествами и характеристиками толерантного человека.
Толерантность – это не уступка, не снисхождение или потворство. Это, прежде всего, активное отношение, сформированное на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательства на основные ценности – к таким выводам пришли учащиеся.
К сожалению, современный мир полон событий, которые являются ярким проявлением не толерантного поведения, доходящего до геноцида. Учашиеся привели примеры геноцида из курса истории. В истории человечества Холокост является одним из самых страшных проявлений не толерантного поведения.
Основное событие, которое было рассмотрено на занятие, как пример геноцида, события Хрустальной ночи. На занятии как основа было использовано стихотворение в прозе Ильи Когана «Где ты был, человек?», состоящий из шести частей (писем). В разработке использовано письмо второе, передающее события ночи погромов 9-10.11. 1938 года.
Первый этап занятия – использование зрительного ряда из 10 фотографий для воссоздание картины «Хрустальной ночи» длят лучшему осмыслению произошедшего. Учащимся необходимо было подобрать фотографии, иллюстрирующие строки из текста и заполнить таблиц.
На втором этапе предстояла работа с документами, соотнесение строк текста и документов.
Работа, которая строится на основе литературного текста с использованием фотографий и документов всегда улучшает эмоционально-логическое восприятие учащихся.
Большое внимание уделялось формам социальной организации учащихся: занятия предусматривают работу в группах и обсуждение выполненной работы, мнения о фотографиях и документах.
По окончанию занятия и заключительного слова учителя неожиданно раздались аплодисменты, это лучшая благодарность для учителя и понимание того, что занятие затронуло сердца учеников.
|