Летняя сессия педагогов России "Уроки Холокоста - путь к толератности" прошла в Москве и Подмосковье с 26 по 29 июня. Одариченко О.И., заместитель директора по УВР была приглашена на летнюю сессию.
Леонид Терушкин, зав. архивом Центра прочёл лекцию «Архивные коллекции личного происхождения как информационный ресурс проектной деятельности по истории Холокоста: собирание, публикации, выставки, сотрудничество со школьными музеями». Надежда Козлова, зав. библиотекой Центра, представила обзор фондов библиотеки Центра и раскрыла возможности сотрудничества с педагогами. Светлана Тиханкина, руководитель Образовательных программ Центра «Холокост» рассказала о методической и учебной литературе серии «Российская библиотека Холокоста» слушателям была показана презентация образовательной, научной и мемориальной деятельности Центра «Холокост». Официальное открытие семинара прошло в Мемориальной синагоге Российского еврейского конгресса (РЕК) на Поклонной Горе. Президент РЕК Юрий Каннер, поздравивший Центр «Холокост» с юбилеем и пожелавший успехов участникам семинара, подчеркнув роль педагогов в проведении проекта «Вернуть достоинство». С приветствиями выступили Алла Гербер, президент Фонда «Холокост», сопредседатель Центра «Холокост», Тамара Тюляева (Институт общего образования Федеральной академии Федеральной Академии подготовки и переподготовки кадров работников образования), Дина Кац, Мемориальный комплекс «Яд Вашем» (Иерусалим, Израиль), которая представила презентацию «Мемориал «Яд вашем» как международный учебный центр. Рабочая Программа семинара открылась лекцией известного религиоведа Юрия Табака (Москва) «Корни антисемитизма», которая по- традиции вызвала многочисленные вопросы слушателей.
С 27 июня участники семинара работали в подмосковном Новогорске. Илья Альтман прочёл лекцию «Холокост в Германии и оккупированной Европе: уничтожение, сопротивление, спасение». Затем прошёл просмотр фильма П. Чухрая «Дети из бездны». Вторую половину дня участники семинара посвятили методике преподавания темы и проведения внеклассных мероприятий. Большой интерес слушателей вызвала лекция Светланы Тиханкиной о преподавании темы Холокоста в России. Мария Гилева (аналитик Международного научно-образовательного Центра по истории Холокоста и геноцидов РГГУ) представила новое учебное пособие ЮНЕСКО по теме Холокоста и дала рекомендации по его применению в нашей стране. Как всегда, насыщенно прошли презентации участников о своей работе (фрагменты уроков, лекций, внеклассных мероприятий).
Отзыв Одариченко О.И., заместителя директора по УВР
Участники образовательного семинара получили уникальную возможность по- знакомиться с опытом преподавания темы Холокоста в различных регионах России (от Нальчика до Хабаровска, от Пскова до Ростова-на-Дону), поделиться собственным опытом, отрывки из научных работ преподавателей, докторов наук, принять участие в дискуссиях и круглых столах, практических занятиях. Размышления о причинах, сущности, последствиях Холокоста прозвучали в лекции Ильи Альтмана «Холокост в Германии и оккупированной Европе: уничтожение, сопротивление, спасение уничтожение, сопротивление, спасение». Запомнилась лекция религиоведа Юрия Табака «Корни антисемитизма». Перед нами была нарисована картина появления монорелигии, которая повлекла за собой возникновение новой культуры, новой этики и невольно ставшей одной из ступеней антисемитизма. Одним из эмоциональных моментов был просмотр и обсуждение фильма П. Чухрая «Дети из бездны». Для меня, как для преподавателя, очень полезным было подумать над новыми формами организации обсуждения данного фильма. Как возможно организовать обсуждение, как использовать этот познавательный и очень эмоциональный фильм? У меня возникли несколько разных идей: это и написание эссе после про- смотра, и организация совместного просмотра с родителями, возможно проанализировать какой –либо эпизод, опираясь на исторические события, а возможно создание изобразительного ряда или буктрейлера. Очень ярким и просто незабываемым (незабываемыми настолько, что мне сразу захотелось об этом поделиться со своими учениками и я написала пост в инстаграмм) событием стала лекция Аллы Гербер «Уроки Холокоста – ксенофобия и антисемитизм в современном мире». После ее лекции и обсуждения очень захотелось прочесть ее книгу «А жизнь была прекрасной» и использовать фрагменты книги на уроках обществознания как педагогический артефакт. Очень полезными были секционные занятия в группах, посвящённые обсуждению и доработке методических материалов пособия «Освобождение Аушвица», разработка структуры учебного пособия по истории Холокоста и разработка сценария, посвященного Международному Дню памяти жертв Холокоста. С чего начну свою работу? С информации всем учителям истории и общество- знания Верхнебуреинского района Хабаровского края о работе центра Холокост, об исторической памяти, о необходимости глубоких знаний по истории Холокоста, для того чтобы правильно доносить ее до школьников, с информации для педагогов свой школы, на каких уроках возможно использовать историю Холокоста (иностранный язык, литература, ОБЖ). Я получила колоссальный объем информации по теме Холокоста, по методикам преподавания в урочное и внеурочное время, организации поисковой деятельности. Я надеюсь, что смогу более грамотно и профессионально выстроить свою работу в этом направлении как с учениками, так и с педагогами. В одной из лекций Алла Гербер сказала, что «самое трудное – объединять людей не на ненависти, а на любви». Очень хочется, чтобы мы научили своих учеников объединяться на любви к родине, к людям, ко всему миру, на уважении к исторической памяти.
|